На сегодняшний день для производственных предприятий считается нормой иметь один или несколько сертификатов соответствия системам менеджмента. Крупные заказчики из различных отраслей требуют обязательного наличия внедренной системы ISO 9001, а также по специфическим стандартам своей отрасли (например, IATF 16949 в автомобильной промышленности, или EN/AS 9100 в авиакосмической отрасли), а некоторые еще и требует сертификаты от определенных аудиторов. Для Заказчиков это является гарантией определенного уровня качества изделий и удовлетворительного состояния бизнес-процессов своих Поставщиков.
Действительно, уровень компетенций сотрудников компаний, которые сертифицированы ведущими аудиторами достаточно высок, процессы обеспечения и контроля качества выстроены достаточно хорошо. Но даже таким компаниям будет тяжело конкурировать с компаниями, которые автоматизировали данные процессы. В данных компаниях СМК будет являться не очередной «бумажной» нагрузкой на персонал, а эффективным инструментом управления бизнес процессами.
Направления автоматизации СМК
Процедура автоматизации СМК может вестись в трех функциональных направлениях:
Автоматизация выполнения требований нормативной документации и требований Заказчиков
Это направление призвано снизить временные издержки на документальное соблюдение требований регламентов отрасли и/ или Заказчиков. Данное направление затрагивает, например, такие процессы обеспечения качества как: управление документацией, изменениями, освоением новой продукции, рисками продукта и процесса, а также другие процессы подготовки;
Автоматизация управления материальными процессами
Данное направление охватывает весь спектр процессов, связанных с контролем качества и проведением измерений показателей качества. Автоматизация направлена на снижение влияния человеческого фактора на результаты контроля качества, а также на автоматизацию сбора и анализа данных (в том числе с использованием статистических методов обработки). Такая автоматизация существенно сократит издержки на процедуры контроля качества, а также повысит общий уровень качества выпускаемой продукции. Кроме этого владельцы процессов смогут эффективно поддерживать стабильность процессов;
Автоматизация процессов обеспечения качества
Данное направление охватывает весь спектр процессов, сопровождающих производственный цикл, в том числе гарантийными процессами, процессами управления рекламациями, а также управление всеми видами проверок (аудитов) компании. Целью автоматизации данных процессов является общее повышение прозрачности процессов, упрощение учета затрат на качества (как свое, так и Поставщиков), а также обеспечение работы СМК в рамках популярного принципа «замкнутой петли».
Средства автоматизации СМК
Автоматизация СМК безусловно послужит толчком для скачка показателей эффективности бизнес процессов, но сама процедура выбора средств автоматизации достаточно сложна. Основная проблема для автоматизации заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев на предприятии специалисты департамента качества не могут составить качественное техническое задание, а специалисты служб разработки / внедрения / автоматизации процессов не владеют знаниями о процессах обеспечения и контроля качества. Отличным решением в таком случае становится готовая система управления качеством АИСМК. Система включает в себя полный набор инструментов для автоматизации типовых процессов управления качеством. Кроме этого осуществляется поддержка интеграции с любыми другими системами, уже развернутыми на предприятии, что позволит избежать двойных (тройных) вводов информации.
В настоящее время данный тип систем мало распространен в России, но безусловно такая система заслуживает Вашего внимания, если Вы хотите, чтобы Вы имели конкурентоспособную систему управления бизнесом.